Ярослав Смирнов: «Лед в издательском деле тронулся»
В ближайшие дни губернатору представят предварительный список членов экспертного совета, который будет решать судьбы творений местных писателей
Решение о создании совета по книгоизданию приняли на недавней встрече губернатора с представителями двух областных организаций – Союза писателей России и Союза российских писателей. Сам факт наличия двух союзов уже указывает на то, что в среде ярославских литераторов есть противоречия. Однако изначально было заявлено: правительство области не вмешивается в творческие дискуссии, цели встречи – сугубо практические.
Беседа помогла установить, какие темы художественных произведений и публицистики сейчас наиболее актуальны. Это патриотизм, материнство и детство. Особое внимание будет уделяться и книгам по истории Ярославского края, в особенности в преддверии знаковых дат: 1150-летия Ростова Великого, 400-летия воссоздания российской государственности, 800-летия Александра Невского. Внимание к истории становится все более пристальным, и свое мнение о новых формах издательской работы сегодня высказывает историк и архивист Ярослав Смирнов.
– Ярослав Евгеньевич, ведь мы только что отпраздновали 1000-летие Ярославля. Об истории края сказано и написано очень много, не пора ли переносить акценты? – Я, может быть, выскажусь парадоксально, но историографически 1000-летие Ярославля мы отпраздновали скромнее, чем следовало бы. Количество и качество появившейся исторической литературы, на мой взгляд, оказалось неадекватным масштабу события.
– По какой причине? Нехватка средств? Многочисленность хозяйственных предъюбилейных забот? – Причин много, но главная – не многотрудное «хозяйство», а отсутствие системы, я бы даже сказал, философии книгоиздания в нашей области. Долгие годы у нас не было региональной политики в книгоиздательской сфере.
– В чем должны выражаться «философия и политика»? – В четкой, прозрачной системе государственной поддержки книгоиздания.
– А разве такая поддержка когда-либо была?– Конечно! Скажем, без инициативы и прямой поддержки генерал-губернатора Алексея Петровича Мельгунова мы вряд ли сегодня гордились бы тем, что Ярославль уже в XVIII веке стал родиной русской региональной журналистики, я имею в виду «Уединенный пошехонец». То, что нам доступно сейчас в исследованиях краеведов, издано при поддержке губернских властей в XIX–начале XX веков. Губернаторы являлись непременными членами-попечителями Ярославской губернской ученой архивной комиссии, а городской голова Иван Александрович Вахромеев даже возглавлял ее! Трефолев работал над составлением «Истории Ярославля» по инициативе и при непосредственной поддержке того же Вахромеева. Земские органы инициировали конкурсы и финансирование изданий трудов по истории края. Так был создан знаменитый труд Критского «Наш край. Опыт родиноведения». Этот исторический экскурс может быть бесконечен...
– Но он не продлится до сегодняшнего дня? Связь времен порвалась?– Я бы сказал, «прервана», но есть шанс восстановить. Вот штрих: мое детство прошло под Прагой, пионером даже довелось вручать огромный букет гвоздик самому Густаву Гусаку, президенту ЧССР, лидеру чехо-
словацких коммунистов. Потом жили в Закарпатье, но моя историческая родина – Ярославль. Меня и Ярославом назвали в честь основателя нашего города. Я вернулся и был поражен: люди удивлялись, переспрашивали, дескать, какое необычное имя. Это здесь-то – в городе князя Ярослава Мудрого! А в Чехии и на Западной Украине оно было распространенным… Правильно ли это? Помню, первые номера журнала «Ярославская старина» в начале 90-х я набирал на компьютере в бухгалтерии «Лакокраски», куда меня по знакомству и из сочувствия к исторической науке пускали на часок-другой.
В октябре прошлого года в Петербурге в Фонде имени Д.С.Лихачева награждали победителей Всероссийского конкурса краеведческой периодики России. Журнал «Ярославская старина» стал одним из победителей и в числе тридцати изданий (из 173 заявленных на конкурс) удостоился почетного диплома, его называли «явлением культуры».
Сегодня по всей стране выходит порядка 200 изданий, отражающих уникальные особенности своих территорий. В обобщающем их каталоге (его издали в прошлом году) наша «Старина» даже украсила обложку. Последний выпуск «Ярославской старины» увидел свет в 2006 году. Дело не в одном конкретном журнале, а в том, что Ярославская область во многом остается terra inсognita для собственных жителей, я убеждаюсь в этом постоянно, публикуя неизвестные архивные материалы. Примеров столько, что наш разговор их не вместит.
– Как вы оцениваете идеи, высказанные губернатором на встрече с писателями, в частности создание экспертного совета по книгоизданию? – Лед в книгоиздательском деле нашей области тронулся. В выступлении губернатора были рельефно обозначены все застарелые проблемы в этой сфере, и он предложил пути их решения – с выделением бюджетного фонда на цели книгоиздания, с созданием совета. Если я не ошибаюсь, впервые в новой истории области эти вопросы ставятся столь масштабно и широко.
Программы по поддержке книгоиздания, подобные нашей, с успехом работают в Петербурге и Москве, также через экспертные советы, которые там полностью подтвердили свою нужность и полезность. Результат: в Москве за 17 лет удалось издать около 500 книг тиражом почти 5 миллионов!
– А нет риска, что члены экспертного совета начнут лоббировать чьи-то интересы? Например, поддержат историков и забудут о поэтах…– Насколько я понимаю, совет должен объединить в своем составе признанных местных писателей, журналистов, работников библиотечной системы, представителей вузов, возможно, также членов общественной палаты. Координаторами в части расходования бюджетных средств выступят и представители власти. Мне кажется, решения именно такого совета обещают быть разумными и взвешенными. Но даже если и будут допущены ошибки, их будет несравнимо меньше, чем при поддержке издательских проектов «по звонку» или «по письму», которая, хочется верить, останется в прошлом. Региональное книгоиздание априори убыточно, оно не может быть коммерческим. То есть без серьезной поддержки его просто не может быть. А при новой книгоиздательской региональной политике, обозначенной губернатором на нашей «весенней встрече», мы сможем делать гораздо больше, повышать престиж региона, в том числе на международном уровне, закрепляя за ним устойчивые брендовые символы, открывая миру наши историко-культурные достижения и явления.
Алексей ВАВИЛОВ
Комментарии: